Поговорим о синдроме дефицита внимания.
Я лично верю в то, что важно не название явления, а четкое понимание, в чем заключается сложность и умение работать с данной сложностью, контролируя свою энергию.
Для большинства детей данный диагноз срабатывает, как тормоз в мотивации саморазвития и успешности.
Дети и взрослые, у которых диагностируют «дефицит внимания» — это часто люди, у которых доминирует правое полушарие (образная логика), — они кинестетики! Следовательно, им сложно усвоить традиционную учебную программу, потому что она «не для них», т.е. не соответствует особенностям их восприятия и обработки информации. В таких условиях абсолютно естественно, что они теряют интерес к учению, а потом и к достижениям.
Я все равно «не в порядке » — зачем же стараться.
Я в порядке
На своем примере и примере своих клиентов я убедилась, насколько важна вера «я в порядке» и мне просто нужны определённые навыки.
Успехи в учебе объясняются не самими природными чертами, а тем насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса.
Какие навыки важны?
— понимание языка своего тела, умение его мобилизовать и расслабить
— осознание своих сильных и слабых сторон, принятие и вера в себя
— понимание и умение управлять своими чувствами
— знакомство и контроль над своей импульсивностью
— механизмы концентрации внимания, подобранные для типа характера
— умение распределять время специально подобранным способом для типа характера
Движение – якорь мысли и успешного учения
Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше и больше узнают об особенностях психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли, которую двигательное развитие играет в общем, психическом развитии ребенка.
Исследования в области двигательного и интеллектуального развития свидетельствуют о том, что движение является составной частью процесса учения. Движение пробуждает и активирует многие умственные способности.
Чтобы «заякорить» мысль, необходимо движение. Человек может мыслить, сидя неподвижно, но для того чтобы закрепить мысль в сознании, необходимо совершить действие, например, произнести слова. Обучение сегодня довольно редко сопровождается движением.
Есть дети и взрослые, которые не способны воспринимать материал без движения.
Особенности тела
У ребенка с СДВГ часто сжаты челюсти и кисти рук. Работа мышц глаз дисгармонична: латеральные мышцы, разводящие глаза, испытывают большее напряжение (глаза чрезмерно расфокусированы), а приводящие мышцы чрезмерно расслаблены. Это ведет к ослаблению способности фокусирования и в то же время рассредоточению перспективы, и поэтому человеку чрезвычайно сложно сфокусироваться. Часто тело наклонено вперед, что ведет к напряжению мышц и задержке дыхания, нарастает потребность «бороться за свою жизнь».
Дети с СДВГ обычно видят в целом, не замечая деталей, они больше скоординированы в работе крупной моторики и слабо в работе мелкой моторики.
Что может помочь?
— Специальные упражнения для глаз
— Завязать глаза шарфиком и дать глазам отдохнуть
— Массаж
— Специальные физические упражнения
— Дыхательные техники
— Упражнения для развития мелкой моторики
Особенность восприятия информации
Три модификатора поведения, которые способны обеспечить «возвращение внимания» — это поощрения, напоминания, усилители ощущения.
Такие дети и взрослые обладают способностью «гиперпереключения» внимания, они отвлекаются на мелочи.
У таких детей и взрослых обычно богатые запасы энергии и их основная задача научиться использовать эту энергию в мирных целях и обратить ее на конструктивное поведение.
Узкая направленность на незначимые и кратко действующие цели, отвлечение на незначимые раздражители, высокая эмоциональная вовлеченность, а также отсутствие «множественных выборов» не дает ребенку возможности рассчитать последствия своих поступков.
Можно ли добиться результатов без риталина?
Понимая и работая с данными процессами можно добиться замечательных результатов.
Когда я была маленькая никто еще не знал про СДВГ и мне было важно добиваться хороших результатов, так сама того не замечая, я мысленно создала портфельчик, в котором хранила различные методы и способы которые позволяли максимально эффективно использовать мои способности, и переключения внимания.
Получив образование телесного психотерапевта, я научилась наполнять портфельчики других взрослых и детей.
Ирина Спивак — телесный терапевт
Смотрите так де видео по теме
«Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» — можно ли полностью излечить данное заболевание?